МУЗЕЙ ДРАЎЛЯНАЙ ЛЫЖКІ (Музей деревянной ложки)
Субота, 20.04.2024, 17:33
Меню сайта

Раздзелы рубрык
Нашы артыкулы [4]
СМІ пра нас [52]

Наша апытанне
Ці ёсць у Вас драўляная лыжка?
Всего ответов: 55

Пошук

Статыстыка

Главная » Статьи » СМІ пра нас

ЧЫТАЙЦЕ ТУТ. СМІ ПРА НАС

 
Когда этот стратегический товар ляжет на прилавки сувенирных лавок «Силичей», «Линии Сталина», «Славянского базара»?
Областной фестиваль, посвященный простой деревянной ложке, прошел на Минщине впервые. Цель его конкретная — собрать умельцев-ложкарей в одном месте, чтобы они переняли друг у друга опыт. И заработали денег — как же без этого? Изобилие деревянных полок, ступ, скамеек, а главное — ложек удивляло жителей и гостей Березино. А корреспондента «БН» еще заставило призадуматься: что мешает ложке-белоруске стать национальным сувенирным брэндом?

В Березино прибыло около 40 участников конкурса. А с ними — семьи, друзья, тоже занимающиеся резьбой по дереву, и желающие показать себя гости с Минщины, а также из других областей страны. Центральный сквер города был полностью занят. Ложка царила везде! Особенно привлекал внимание великан из Мяделя. А если сравнишь его с мини-ложкой, «родившейся» в Клецком районе (на снимке), что чуть длиннее стандартной зажигалки, то лишний раз подивишься мастерству ложечников Беларуси. Почему бы этому столовому прибору из дерева не стать сувенирной визитной карточкой нашей страны наряду с изделиями из соломки? Эта идея исторически оправдана: с таких ложек ели еще отцы и матери сегодняшнего старшего поколения белорусов. Да и традиция игры на них в народном фольклоре есть.
Купи у мастера ложку — он с тобой «за жизнь» и поговорит. У экспозиции с ложкой-малюткой расположились трое: отец, сын и мастер, выучивший когда-то их обоих. Сергей и Антон Абрамовичи, Александр Иванейчик из деревни Морочь Клецкого района привезли на фестиваль множество своих поделок — ставцев, шкафчиков, плошек, — стол аж ломится! Многое уже продано — новые хозяева резных вещиц дожидаются в сторонке. Сразу товар покупателю не отдать: ведь от экспозиции в таком случае не останется и следа! Как оказалось, чуть ли не половину всех вещей вырезал сын Сергея — 14-летний Антон, одна из главных надежд Центра ремесел Морочи. Резьба у него в крови: однажды взял папины резцы (техник-электрик частенько «балуется» изготовлением всяких вещиц для дома) и пошел творить! Из-под резцов стали выходить дивные вещицы.
— Сын задумывается над дальнейшей своей профессией? — спрашиваю я, надеясь услышать об учебе по специальности «прикладное искусство» и будущей работе в Центре ремесел родной деревни. — Хочет заняться резьбой профессионально?
— Да нет, в БНТУ пойдет, технарем станет, — слегка огорошивает меня Сергей Абрамович. — А пока на каникулах, дни напролет вырезает ложки. Даже на улице не гуляет. Говорит: неинтересно, лучше с резцом посижу.
— А почему не хочешь быть мастером? В 14 лет, у тебя, Антон, ведь есть карманные деньги от продажи собственных ложек? Через 3—4 года мастерство только возрастет — станешь признанным виртуозом резьбы по дереву?
— Да, все так... Только ложкой, какой большой ее ни вырежи, все же не прокормишься. Как дополнительный заработок — неплохо. А профессия — нет, — по-взрослому рассудителен подросток.
Откуда столько скепсиса? Отец Антона поясняет:
— Для того чтобы ложки выпускались «на уровне», в больших количествах, прежде всего нужен хороший инструмент, из крепкого металла. Посмотрите: а у нас же резцы самодельные! Качественные — дорогие.
— Хорошо бы увязать работу центров ремесел, домов культуры, где работают кружки, с агротуризмом, — подключается к разговору методист-мастер резьбы по дереву районного Центра ремесел в деревне Морочь Клецкого района Александр Иванейчик. — Например, сделать заезд в «Обитель мастеров» приоритетным пунктом программы для посетителей агроэкоусадеб. Часть прибыли от проданных товаров резчики по дереву отдавали бы хозяевам, часть пошла бы на хороший инструмент — всем было бы выгодно...
— И вообще, неплохо бы рекламировать работу ложечников на всех уровнях: создать ряд документальных фильмов об истории этого ремесла, о его секретах и лучших мастерах, — подхватывает Сергей Абрамович. — Необходимо сначала хотя бы виртуально создать брэнд «белорусская ложка», наполнить рассказами о ней страницы газет, радио- и телепередачи.
Руководитель кружка, в котором занимается Антон, вспоминает о своей недавней поездке в Подмосковье, в Вязьму. Раскрутили же россияне забытую традицию медовых вяземских пряников! Попробовал — белорусские ничем не хуже. Но на упаковке — «Вяземский»! И люди покупают, ведь это частичка местной кулинарной культуры. Забегая вперед, скажу: Александр займет со своей гигантской ложкой, сработанной за три часа, одно из призовых мест на празднике-конкурсе в Березино.
Местный житель Василий Мурашко занялся резьбой по дереву, как только вышел на пенсию. Теперь может всего за час вырезать из заготовки ложку. Главное — было бы из чего. Знакомый Василия Андреевича работает на пилораме, поэтому с заготовками нет проблем. Но не все так хорошо «устраиваются» — большинству людей, особенно любителям, подходящего материала не достать. Самостоятельно заготавливать в лесу ту же липу (она самая податливая для резчика), закон запрещает. А вне леса она мало где попадается: приходится ждать, пока старое дерево повалит ураган или его пометят под сруб.
— У творческого человека всегда полет фантазии, он весь в работе, в мечтах. А тут приходится спускаться с небес на землю — искать материал, да еще украдкой, — сетует Василий Мурашко.
— Для начала нужно организовывать побольше подобных мероприятий — конкурсов, фестивалей. Хотелось бы иметь не только областной, но и республиканский праздник деревянной ложки. Зазывать на него туристов-иностранцев — и молва об искусстве наших мастеров разнесется далеко по свету! — подключается к разговору Валерий Чередниченко, глава народной студии «Резьбы очарование» из Столбцов. — Так что начало раскрутки брэнда, будем считать, положено. Местным культработникам осталось только «мобилизовать» мастеров, навести мосты между ними и покупателями-туристами.
Еще нужно, считает мастер из Вилейки Сергей Дубяга, переломить сознание самих резчиков по дереву: они должны понимать, что делают ложки не только «для себя», «на продажу», а производят «стратегический» сувенирный товар. А когда их ложки лягут на прилавки сувенирных лавок «Линии Сталина», «Дудуток», «Силичей», объявятся на «Славянском базаре» — это будет большим толчком, импульсом для каждого из них. Человек станет мыслить патриотично, так как его частица будет вложена в имидж Беларуси. Кстати, Сергей Дубяга сделал на конкурсе максимальное количество ложек за определенное время — аж 8 штук!
...Лучшие работы (а среди них — поделки всех моих собеседников) пойдут в музей деревянной ложки, который скоро появится в Березинском районе. Может, вскоре город украсит памятник-ложка, который станет изюминкой местного пейзажа? Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН» Фото автора
Комментарий специалиста
Заместитель директора Березинского районного Дома культуры Анна ЖДАНОВИЧ:
— По организации областных праздников наш Березинский районный Дом культуры работает с отделом традиционной культуры Минского областного центра народного творчества. Это настоящий генератор идей: на его счету конкурс писанки в Вилейке (там уже создан и музей), форум для любителей шитых поясов в Воложине... Проблем, конечно, хватает — прежде всего финансовых. Так, например, конкурс-праздник поясов в Червене не состоялся именно из-за материальных проблем. Но для создания брэнда «белорусская ложка» фундамент есть — это сами люди, мастера своего дела. На «Бярэзiнскiх лыжкароў» откликнулись почти все, кого мы приглашали. Значит, стремятся общаться, а не просто сидят каждый в своем углу.
Буду стремиться сделать все для того, чтобы ложка стала визитной карточкой хотя бы мастеров Березинского района (начинать надо с малого). Уверена, что если «навалимся» вместе — она станет брэндом района, а потом, глядишь, выйдем и на республиканский уровень.

http://belniva.by/news_full.php?id_news=3933

Категория: СМІ пра нас | Добавил: lyzhkary (02.04.2012)
Просмотров: 699
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz